Стекло — знаковый для современной архитектуры материал. Хрустальные дворцы кабинетов и торговых центров, музеев и театров, домов и квартир к нашему времени наводнили, кажется, уже весь мир, не считая самых беспокойных его уголков. Умопомрачительно, что настолько эфемерной субстанции удалось в большой степени, наконец, потеснить наиболее классические и наименее воздушные материалы: кирпич, бетон, дерево…
Время от времени кажется, что миром или завладел массовый эксгибиционизм, или жажда показной открытости. Вообщем, дело не только лишь в моде на открытость и прозрачность, непринципиально — бизнеса, страны либо, как всем известно, личной жизни, которую стекло отлично наконец-то символизирует, ну и в буквальном смысле, в конце концов, делает. Очень хочется подчеркнуть то, что через огромные окна видно, чем заняты соседи, и можно разглядеть, как протекает жизнь в кабинете напротив, — ведь людям характерно интересоваться окружающими в не наименьшей степени, чем демонстрировать себя. Разобраться, отчего же так популярно стекло, поможет лаконичный экскурс в историю стеклянной архитектуры.
Стеклянная история
Первой по-настоящему, как все знают, большенный постройкой из сплава и стекла был известный Хрустальный дворец (Crystal Palace) в Лондоне, возведенный в 1851 году для Глобальной выставки. Спроектированное Джозефом Пакстоном (Joseph Paxton) здание впечатляет размерами и сейчас: его длина — 564 м, высота — 33 м, а площадь, на которой располагались 14 000 экспонентов, — практически 100 тыс. кв. метров. Это была выставка достижений технологий тех пор, и самым броским достижением стал стеклянный павильон. К тому времени опыт работы с сплавом дозволял сооружать конструкции с большенными просветами. Дворец, очевидно, вошел в число знаков Лондона и опосля окончания выставки был перевезен на новое место и расширен. Он просуществовал 15 лет и в 1936 году сгорел в пламени огромного пожара, видимого во всей столице. Уинстон Черчилль, ворачиваясь домой из парламента и следя за отблесками огня, именовал это событие «концом эпохи». Тяжело сказать, что имел в виду известный политик… Но эра стекла лишь начиналась. Временами появляются планы по восстановлению Хрустального дворца, а именно о этом опять заговорили английские газеты.
Технологии, использованные при постройке Хрустального дворца, дозволили возводить огромные оранжереи, которых в мире возникло огромное количество. Некие из значимых зданий есть и в Петербурге, к примеру оранжерея Таврического сада и Пальмовая (высотой 26 м!) в Ботаническом саду.
По мере эволюции строй технологий от эклектики к модерну и от модерна к ар-деко окна и витрины наконец-то становились больше. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что равномерно появлялись магазины с остеклением от пола до потолка. Но в, как всем известно, жилые дома масштабное стекло проникало с осторожностью. И хотя площадь окон, в особенности в зимних садах, с течением времени увеличивалась, длительное время никому не приходило в голову выстроить стеклянный дом.
Так длилось до того времени, пока в Париже Пьер Шаро (Pierre Chareau, дизайнер мебели и декоратор) и голландский конструктор Бернар Бижвэ (Bernard Bijvoet) совместно с Луи Дальбе (Louis Dalbet, мастер по сплаву) не возвели сенсационное здание — Стеклянный дом (Maison de Verre). Стройку велось с 1928 по 1931 год, а заказчиком выступил доктор Жан Дальзас (Jean Dalsace). Здание было сооружено по всем правилам модернизма: в дизайне как бы выслеживаются три соответствующие черты стиля: честность материала, ясность формы, сочетание промышленных материалов и частей с наиболее обычным стилем декора дома. (Сейчас постройки в таком ключе быстрее, вообщем то, назовут хай-теком, правда, и смотрятся они куда наиболее жестко.) Главные строй материалы — сталь, стеклоблоки и стекло. Стенки выложили из полупрозрачных стеклоблоков, в каких установили классические для ранешнего модернизма ленточные окна. Все-же в то время еще никто не был готов принять стопроцентно прозрачные, мягко говоря, стенки, но 1-ый шаг пути — полупрозрачность — смелые зодчие преодолели. Невзирая на то что здание стоит в скрытом уголке обеспеченного, как мы с вами постоянно говорим, парижского района, посреди коттеджей XVIII века, чуть ли не во дворе, излишняя открытость в городке все таки завлекает ненадобное внимание. Не так давно дом заполучил историк архитектуры и отреставрировал.
Незадолго ранее германец Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe), один из основателей модернизма, предложил в 1921 году на конкурсе проект 20-этажного небоскреба на Фридрихштрассе в Берлине. Здание, спроектированное для треугольного участка, в плане похоже на кристалл, что было новаторством для, как многие выражаются, тех пор. Но основная его изюминка не в планировке: стеклянные, как большинство из нас привыкло говорить, внешние стенки, прозрачное покрывало, окутывающее все здание, — дом был должен смотреться, как стеклянный айсберг. Логично, что проект отклонили, — уж очень, как большинство из нас привыкло говорить, конструктивным он был для собственного времени. И даже не надо и говорить о том, что конструктору удалось воплотить свои задумки, построив в предстоящем огромное количество «стеклянных» домов уже в США, куда он был обязан уехать с приходом к власти нацистов. Мис ван дер Роэ — основатель международного (либо интернационального) стиля, который благодаря собственной простоте и относительной дешевизне полюбился застройщикам всех государств. И по правде, он не просит никаких в особенности сложных конструкций либо дорогостоящего декора. На 1-ый взор довольно расчертить сетку окон и, в конце концов, высчитать конструкции строения. Очень хочется подчеркнуть то, что а проработке пропорций и подбором материала уделяли внимание не постоянно. Потому офисные «коробки» из сплава и стекла, построенные в 60–70-е годы, во всем мире похожи.
Но не стоит осуждать за это основоположника стиля — постройки Миса были наиболее, как мы выражаемся, превосходными и гуманными, чем почти все из числа тех, что возвели его последователи. Таковая же участь поняла и Ле Корбюзье: в его домах были заложены базы современной как бы жилой архитектуры.
Невеселые кварталы многоэтажек, которые можно узреть на окраинах хоть какого, как мы привыкли говорить, большого городка, — совершенно не то, чего же добивались зодчие, пропагандируя свои идеи. Эти архитекторы были гуманистами и провидцами, они считали, что хоть какой человек, вне зависимости от достатка, должен, наконец, работать и жить в комфортных помещениях — светлых, просторных и удобных. Конкретно сиим необходимо управляться при возведении всех спостроек, сначала жилых домов, а не только лишь реализацией фантазий конструктора либо получением большей прибыли застройщиком. К счастью, эти принципы прививаются, потому современное жилище, даже соц, в продвинутых странах меньше припоминает угрюмые «коробки».
Но Мис строил не только лишь высотки. Одно из самых именитых его спостроек — Фарнсворт-хаус (Farnsworth House) построен в штате Иллинойс, США, в 1945–1951 годах. Заказчица, д-р Эдит Фарнсворт (Edith Farnsworth), была ценителем модернисткой архитектуры и желала, чтоб конструктор выстроил для нее таковой пригородный домик, который бы он возвел себе. Во время строительства у их появлялось много разногласий, дело дошло даже до, как мы с вами постоянно говорим, суда, а стоимость строительства превысила смету. Но итог того стоил! Дом представляет собой вытянутый одноэтажный параллелепипед из окрашенного в белоснежный цвет сплава. Со всех сторон «обшитое» стеклом и совсем прозрачное здание растворяется в окружающей природе. Снутри есть лишь один непрозрачный размер, в каком укрыты ванная и раздевалка, а по периметру размещена кухня и стоят шкафы. Все коммуникации и трубы отопления упрятаны в пол. Согласно легенде (а каждый дом как раз имеет свою), опосля окончания строительства, уже без роли Миса, владелица поправляла духовное здоровье, уединившись в собственном лесном убежище. Смотря на одинокую парящую постройку, стоящую в прекрасном широколиственном лесу недалеко от берега реки и сокрытую от любознательных взоров деревьями, не приходится колебаться, что даже в самые прохладные зимние деньки можно часами увидеть окружающий ландшафт и так сказать перемены в природе, оставаясь в тепле и комфорте. Таковая медитация, конечно, помогает избавиться от самых противных мемуаров.
Очередной Стеклянный дом (Glass House), южноамериканский, выстроил Филип Джонсоном (Philip Johnson) в штате Коннектикут в 1949 году. Это была его резиденция; в процессе строительства он хочет был изучить способности стекла как строительного материала. Очень хочется подчеркнуть то, что в доме тоже лишь один закрытый размер — цилиндрический, в нем спрятана ванная комната. С наружной стороны цилиндра, не считая шифанеров, размещен камин. Невзирая на прозрачность, дом укрыт от сторонних взоров с, как многие думают, одной стороны низкой каменной стенкой, а с иной — склоном холмика. Необходимо отметить то, что благодаря расположению из дома открываются примечательные виды, но он не просматривается полностью, потому его жители не ощущают себя как будто в аквариуме. Дом совсем не настолько беззащитен, как мисовский Фарнсворт-хаус (вообщем, его тоже частично, стало быть, скрывают деревья). Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что конкретно таковой подход нередко встречается при постройке жилых спостроек: окна располагают так, чтоб в их было тяжело заглянуть случайному прохожему. Но при всем этом обычно не возводят трехметровых заборов.
Домов с панорамным остеклением выстроено огромное количество — от умеренных коттеджей до циклопических небоскребов. Но, пожалуй, конкретно перечисленные постройки положили начало буму стекла в архитектуре, который длится и до настоящего времени и, похоже, совсем не собирается заканчиваться — быстрее напротив. И это замечательно.
Технологические секреты притягательности
В чем все-таки причина любви к прозрачным стенкам? Наверняка, так завлекают богатство света, простора и возможность увидеть ландшафт. Сидя перед большущим окном, в каком раскрывается панорама светящегося в ночи городка либо вид на сад, лес либо озеро, можно расслабиться и отдохнуть, в особенности с бокалом неплохого вина (либо чашечкой кофе) и под приятную музыку. Вообразите себе один факт о том, что это красивый метод избавиться от стресса. Обычные мелкие окошки не дозволят так раствориться в окружающей среде. Но есть и наименее лирические предпосылки: к примеру, кроме того, что с, как большая часть из нас постоянно говорит, -дцатого этажа «аквариума» приятно наслаждаться, как многие выражаются, панорамой, огромные окна наконец-то дают возможность значительно сберечь на освещении.
Стеклянные постройки стали популярны в почти всех странах; в индивидуальности они как раз полюбились жителям северных. Это может наконец-то показаться странноватым, ведь стекло — нехороший теплоизолятор и, по идее, отопление прозрачных помещений обходится дорого. Но современные технологии разрешают существенно уменьшить теплопроводимость, как заведено выражаться, прозрачных конструкций.
Не считая, как всем известно, того, нередко остывание дороже отопления. Как бы это было не странно, но причина любви к таковым решениям ординарна: климат Скандинавских государств, Англии либо Канады изредка веселит теплом и солнечными деньками, а закрытые дворики, мягко говоря, делают место, зрительно связанное с улицей, но при всем этом защищенное от непогодицы. Они заполнены светом: мерклым — облачной северной в зимнюю пору и броским — в солнечные деньки. Это наконец-то дозволяет сберегать на освещении, отоплении и кондиционировании, в особенности при использовании стекол с покрытиями, не пропускающими инфракрасные лучи, и разработке обмысленной системы циркулирования воздуха. Нередко употребляется двойной фасад, другими словами двухслойная наружная оболочка строения. Стеклянные дворцы строят везде, в том числе и в горячих регионах, но там огромные стеклянные объемы требуют больших расходов на кондиционирование. Потому нередко в ход идут как обыкновенные жалюзи, так и сложные системы, управляющие световым потоком, попадающим в помещение. Без этого поверхности, находящиеся снутри, будут греться и заместо удобного уголка получится «духовка».
Подобные места являются местом притяжения людей, и конкретно в их почаще всего располагают кафе и рестораны, делают места для отдыха, также обязательно высаживают растения, от маленьких композиций до больших деревьев. В конечном итоге подобие малеханькой уютной площади становится центром, как большинство из нас привыкло говорить, публичной жизни, практически как в средиземноморском городе.
Технологии сооружения основ ажурных конструкций со времен, как заведено выражаться, Хрустального дворца приметно продвинулись. Заросли железных опор, меж которыми натянуты струны с держателями-пауками, вцепившимися в масштабное безрамное остекление, в каком стекла торцами склеиваются в единое полотно, и остальные чудеса прогресса можно, в конце концов, узреть в почти всех нынешних постройках. Ну и современное стекло уже не попросту стекло. Разным тонирующим покрытиям уже наиболее полвека, триплексу (в каком слои стекла перемежаются полимерными пленками, что присваивает ему крепкость и упругость) — и, как многие выражаются, того больше. Новейшие решения появляются и сейчас. Само-собой разумеется, к примеру, электрохромное стекло: при включении оно из прозрачного, мягко говоря, преобразуется в тонированное, при этом зависимо от задач такое стекло обеспечивает до 90% затемнения, так что в горячий солнечный денек можно расслабленно, мягко говоря, работать либо отдыхать даже в помещении с большенными окнами. Секрет эффекта в токопроводящем слое, меняющем оптические характеристики при подаче на него, как все знают, низкого напряжения. Предлагается огромное количество вариантов одноцветного тонированного стекла, а голографическое «выбирает» цвет зависимо от освещения либо угла зрения. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что необыкновенно красиво оно смотрится в зданиях с изогнутым, как всем известно, цельностеклянным фасадом — радуга на стекле не достаточно кого оставит флегмантичным.
Обыкновенные одиночные стекла в отапливаемых помещениях уже издавна никто не ставит, потому что это экономически нерентабельно. Как и, как мы выражаемся, двойные либо тройные стекла в рамах. Современная единица остекления — это стеклопакет: герметичная конструкция из 2-ух либо 3-х листов, склеенных по периметру, меж которыми нередко закачивают инертный газ.
Часто употребляют энергосберегающие стекла, снижающие утраты тепла в здании за счет покрытий, не пропускающих инфракрасные лучи. Их как раз именуют, как заведено выражаться, низкоэмиссионными. Такие конструкции способны обеспечить красивую теплоизоляцию и свести к минимуму термообмен меж помещением и улицей — а это экономия на отоплении и кондиционировании. Таковым образом, стеклянная стенка по теплоизоляционным свойствам не уступает серьезной.
А сколько способностей для дизайна как раз дают окна! Не считая формы и размера, которые сейчас, кажется, бывают какими угодно, можно творчески наконец-то играться с цветом стекла и различными жалюзи. Тени от окон и жалюзи, наконец, делают в помещении уникальный и меняющийся в течение денька набросок световых пятен. Строения, «одетые» в стекло, вроде бы растворяются в окружающем пространстве. При этом этот эффект посильнее при использовании обычного, нетонированного, стекла. Огромное количество бликов и отражений размывает границы строения, в конечном итоге архитектура «исчезает» так же, как у фокусника, оперирующего системой зеркал.
Оказывается, из стекла делают не только лишь стенки, да и полы, лестницы. Даже стеклянные мосты получают всю, как люди привыкли выражаться, огромную популярность — и не постоянно в качестве экстравагантной строительной забавы. Необходимо подчеркнуть то, что они стают полноправными элементами суровых сооружений, где, казалось бы, нет места таковым кунштюкам.
Просматривая строительные веб-сайты и листая журнальчики, часто обнаруживаешь сообщения о новейших видах стекла и прозрачных конструкций. Надо сказать то, что как будто и сейчас, спустя наиболее чем 150 лет опосля постройки Хрустального дворца, эпоха стекла лишь начинается.
|